Бизнес-образование без границ

Бизнес-образование без границ

В настоящее время на всех уровнях активно обсуждаются вопросы повышения качества российского образования. Государство выделяет большие средства на его поддержку и развитие. Бизнес начинает интегрироваться в учебный процесс, поддерживая идею создания современной бизнесшколы, конкурентной на международном рынке образовательных услуг, соответствующей международным требованиям. В связи с этим в прессе высказываются самые разнообразные, зачастую противоречивые идеи. Они касаются как реального положения российских бизнесшкол и достигнутых ими успехов, так и существующих проблем и перспектив развития национальной системы образования и его интеграции в международное образовательное пространство.

Высказывается мнение, что российские школы сильно отстают от зарубежных. В связи с этим ставится задача создания модели идеальной школы будущего, появление неких «школ-оазисов», которые в перспективе должны будут превосходить зарубежные аналоги и стандарты. В числе приоритетных задач называются привлечение мирового класса преподавателей и лучших студентов, в том и изза рубежа, а также получение такими школами международной аккредитации.

Как обстоит дело сегодня. Спрос на бизнес-образование в России возрастает. Увеличивается и число школ, предлагающих свои услуги. Расширяется спектр их программ. Повышаются требования к их качеству. Усиливается конкуренция среди школ. Более агрессивной становится их PR-деятельность. Не скупясь на эпитеты, представители школ перечисляют свои конкурентные преимущества. А как разобраться, соответствуют ли они действительности? Чем при этом руководствоваться?

Многие, в первую очередь, обращают внимание на брэнд и репутацию школы, на ее сложившиеся международные связи. Очень хорошо, если учебное заведение активно участвует в международных образовательных программах, ассоциациях, советах. Например, Российская экономическая академия им. Г.В. Плеханова, которая еще с 1993 г. активно работает в рамках системы международного бизнесобразования, является членом Европейской ассоциации развития менеджмента (EFMD), Европейской ассоциации университетов, Европейской ассоциации вузов, Европейской ассоциации школ гостиничного бизнеса, Европейской сети дистанционного и электронного обучения, а также Европейского совета бизнесобразования.

Членами Европейской ассоциации развития менеджмента являются, по меньшей мере, еще десяток ведущих учебных заведений. Несомненно, такое активное участие в международных ассоциациях положительно характеризует образовательное учреждение. Одновременно это является подтверждением поступательной деятельности российского образования и его интеграцию с европейским бизнесобразованием.

При оценке деятельности школы важно также полагаться на авторитетные суждения независимых международных экспертов. Можно, например, поинтересоваться, есть ли у школы международная аккредитация. Если ответ положительный, то это значит, что эксперты из различных стран провели тщательный аудит деятельности школы, по итогам которого было признано, что ее деятельность соответствует международным стандартам качества. Кроме того, международное признание программ содействует трудоустройству выпускников российских высших учебных заведений, как на отечественном, так и на зарубежных рынках труда.

Международная аккредитация российских школ бизнеса. В России пока немного школ бизнеса, имеющих международную аккредитацию. Судя по официальным источникам, аккредитацию известных международных аккредитующих органов — EQUIS и AACSB не имеет пока ни одна из российских школ. Есть отдельные школы, которые реализуют программы МВА, аккредитованные международной Ассоциацией МВА. Ряд российских школ получили аккредитацию ECBE.

Например, международную аккредитацию Ассоциации МВА (АМВА) — штабквартира этой организации находится в Лондоне — в настоящее время имеют 6 российских школ. Кстати, по числу бизнесшкол, программы, которых имеют в данный момент международную аккредитацию этой всемирно известной и признанной аккредитующей организации Россия (6 аккредитованных школ) занимает 3 место в мире после Великобритании (33 аккредитованные школы) и Франции (12 аккредитованных школ). Это больше, чем в Нидерландах и Испании (5), Греции и Канаде (3) Бельгии и Италии (2), Финляндии (1)*.

Бизнес-образование без границ

Наряду с программами МВА ряд российских школ получили международную аккредитацию программ подготовки бакалавра и специализированных магистерских программ. Так, Международная школа бизнеса (IBSPlekhanov) и магистратура РЭА им. Г.В Плеханова успешно прошли процедуру аккредитации своих учебных программ подготовки бакалавра экономики и магистра экономики и менеджмента Европейским советом бизнесобразования (ECBE).

На российском рынке есть также школы, которые заслужили аккредитацию Ассоциация бизнес — школ стран восточной Европы (CEEMAN).

Какая из перечисленных аккредитаций наиболее авторитетна и весома? Мы думаем, что спор по этому вопросу вряд ли уместен. Главное, что за всеми этими аккредитациями стоит многолетняя серьезная работа по совершенствованию качества учебного процесса и реализуемых программ. Она затрагивает все основные аспекты деятельности школы: ее миссию, рыночную стратегию, систему самоаудита, критерии оценки преподавателей, систему отбора студентов, методы обучения, ресурсное обеспечение учебного процесса, контроль результатов обучения и анализ карьеры выпускников. Деятельность таких школ прозрачна для как международного сообщества, так и для студентов и работодателей.

Что показали результаты международного аудита российских бизнесшкол? Результаты международного аудита российских образовательных учреждений, которые за последние пять лет получили международную аккредитацию, дают богатейшую информацию для размышления по данному вопросу. Конечно, мы и сами видим, в чем за последние годы преуспели наши российские школы бизнеса и одновременно знаем наши слабые места и проблемы. Однако мнение независимых авторитетных экспертов важно. К нему, несомненно, стоит прислушаться. Итак, как видят нас зарубежные эксперты, сравнивая наши школы с международными стандартами и критериями, и что положительного они отмечают, над чем, по их мнению, нашим школам предстоит серьезно работать, чтобы оправдать присвоенный им почетный статус школы, имеющей международную аккредитацию.

В частности, вот что отметила по итогам всестороннего аудита МШБ (IBSPlekhanov) Российской экономической академии им. Г.В. Плеханова в мае этого года международная комиссии Европейского совета бизнес образования (ECBE).

Эксперты Европейского совета бизнесобразования в своем отчете по итогам посещения школы обратили особое внимание на высокий профессиональный уровень преподавателей Международной школы бизнеса. Программа обучения, по их мнению, действительно является международной. Все дисциплины читаются на английском языке. А в группах совместно с российскими студентами одновременно обучаются студенты из других стран. Было отмечено также, что использование современных методов обучения: кейсов, проектов, презентаций способствует развитию не только профессиональных, но и коммуникативных навыков студентов. Не случайно, что экспертами ECBE был отмечен общий высокий уровень подготовки студентов МШБ. Выпускники ее уже стали заметными представителями российского бизнеса, что подтверждает соответствие учебной программы насущным требованиям бизнессообщества.

Наряду с положительными моментами комиссия по аккредитации рекомендовала, в частности:

— сделать менее трудоемкой и более понятной как преподавателям, так и студентам систему оценки преподавателей, что на сегодняшний день уже изменено и I семестр 20062007 учебного года оценивался по новой системе, которая учла все замечания комиссии, которые действительно были очень конструктивными. В соответствии с III стандартами в самое ближайшее время это найдет отражение в учебном плане МШБ.

— сократить аудиторную нагрузку преподавателей с целью увеличения часов на научную работу и бизнесконсультирование.

А вот что показал международный аудит российского МВА. Эксперты АМВА — представители отдела аккредитации Ассоциации МВА и руководители и профессора лучших зарубежных школ вынуждены были признать, что стоимость российских и зарубежных программ МВА существенно отличается. В России она примерно в 37 раз ниже, чем на западе. Самые дорогие программы МВА в России стоят чуть более $ 20000. Средняя цена программ MA у нас примерно $15000, а на западе $4000050000 и выше. Поэтому российские школы МВА, претендующие на международную аккредитацию, вынуждены стремиться к высоким стандартам в условиях жестких финансовых ограничений. Спонсорская поддержка российских школ бизнеса только начинает получать развитие. Пока она не получила широкого распространения. Поэтому в плане аудиторного и технического обеспечения учебного процесса, содержания библиотечного фонда даже лучшие российские школы, хотя и попадают под допустимые границы международных стандартов, но, как правило, уступают лучшим западным школам.

Вместе с тем, по оценке зарубежных экспертов российские школы располагают огромным творческим и энергетическим потенциалом. Они демонстрируют большую заинтересованность в сотрудничестве и дальнейшем развитии. Есть яркие выдающиеся личности среди преподавателей и представителей менеджмента. Студенты по уровню и мотивации к обучению зачастую не уступают студентам ведущих западных школ МВА, а нередко даже превосходят их уровень. Вот, что сказал по этому поводу менеджер департамента аккредитации Ассоциации МВА Питер Калладайн в своем интервью корреспонденту журнала «WorldBusiness», издаваемого за рубежом: «Российский рынок МВА очень динамичный и здесь достигнуты более значительные успехи, чем например, в Германии».

В числе основных пожеланий российским школам со стороны зарубежных экспертов — более четко определить стратегию развития бизнесшкол на ближайшее время и на отдаленную перспективу. Сделать так, чтобы слова не расходились с делом — а именно, четко прописать порядок и процедуры, поддерживающую миссию и рыночную стратегию, сделать этот порядок и процедуры понятными и доступными для всех — преподавателей, студентов, менеджмента программ.

Одно из слабых мест большинства российских школ, по оценкам международных специалистов, — это проблема проведения исследований в области бизнеса и менеджмента и их использование в учебном процессе. И российским школам предстоит серьезно работать в этом направлении.

Мнение о направлениях совершенствования российского образования западных экспертов в основном совпадает с оценками руководителей аккредитованных российских школ. Однако по некоторые вопросам есть определенные расхождения. Взять, например, «интернационализацию» российского бизнесобразования. Хотя усиление внимания к развитию интернациональной составляющей в деятельности российских школ было в числе основных и наиболее часто упоминаемых рекомендаций по итогам аудита АМВА, зарубежные эксперты пока так и не определились, что же такое «интернационализация» в специфических российских условиях.

Бизнес-образование без границ

Интернационализация в российском контексте. Одним из основных показателей интернационализации принято считать долю студентов-иностранцев. В большинстве российских школ их доля пока не велика. И надо ли нам прилагать усилия, чтобы в кратчайшие сроки довести это число до уровня западных школ. Ведь в России существует огромный неудовлетворенный спрос внутри самой страны. Взять, например, потребность в выпускниках программ МВА. Ежегодно их выпускается по оценке Begin.group примерно 7000 человек. В то время как реальная потребность бизнеса в профессиональных топменеджерах по оценке зарубежных аналитиков превышает это число минимум в 4 раза.

Что касается доли студентов-иностранцев на программах, она во многих российских школах пока, действительна, не высока. Причины здесь различные. Значительные резервы российской системы бизнесобразования пока еще не полностью реализованы.

Показательно и то, что в последнее время, повышенный интерес к сотрудничеству с российскими бизнесшколами начинают проявлять учебные заведения из Китая и Сингапура, Южной Кореи. Такая тенденция отмечается в частности в последние 2 года и в Международной школе бизнеса РЭА им. Г.В. Плеханова. Хотя, подавляющее большинство ее партнеров в настоящее время — это все же западные университеты.

Международные и совместные программы в России. Такие программы, где одновременно обучаются иностранные стажеры и российские студенты, в России уже есть, например, в МШБ ежегодно по программам обмена или дистанционного обучения приезжает около 100 иностранных студентов из Европы, Канады. Привлечение в Россию студентов иностранцев открывает большие возможности для формирования международных студенческих групп, обмена опытом, взаимодействия и общения. Хотя процесс обучения при этом заметно усложняется для преподавателей и представителей менеджмента международных программ. Вопервых, оно должно полностью вестись на английском языке. Поэтому на таких программах должны работать или преподаватели — иностранцы или свободно владеющие языком российские преподаватели. Причем последние должны сочетать знание языка и глубокие знания предметной области, владеть современными интерактивными методами обучения. К тому же они должны не только хорошо представлять теорию, но и понимать практику, иметь опыт консультирования. Найти преподавателей, одновременно сочетающих в себе все эти качества достаточно трудно. К тому же, работая со студентами иностранцами по международным стандартам, такие преподаватели начинают претендовать на достойную по западным меркам оплату. А стоимость обучения в силу ряда причин, в том числе объективных, у нас в несколько раз ниже, чем стоимость аналогичных программ за рубежом.

И, тем не менее, несмотря на отмеченные трудности, процесс интернационализации ряда российских школ уже начался и уверенно набирает обороты. Примером тому является МШБ РЭА им. Плеханова.

На фоне резкого увеличения спроса на международные образовательные программы, а также роста интереса к России в 1997 г. в РЭА им. Г.В. Плеханова был создан Центр международных образовательных программ, в рамках которого были объединены существовавшие до этого времени в Академии образовательные программы. В 2001 г. Центр был преобразован в Международную школу бизнеса (IBSPlekhanov), что качественно повлияло на ее статус и повысило интерес зарубежных вузов. За последние 7 лет в ней прошли обучение более 500 иностранных студентов. Каждый год в МШБ приезжают около 100 студентов из вузов-партнеров 17 стран мира, 50 университетов. В настоящее время сотрудничество МШБ осуществляется в основном с ведущими университетами и школами бизнеса из стран Европейского Союза — Австрии, Германии, Дании, Нидерландов, Финляндии, Франции, Швеции и Швейцарии, Великобритании, Ирландии, Канады, Исландии, Норвегии.

В 2007 году в Международной школе бизнеса открыты программы МВА Финансы и Стратегический менеджмент, которые впитали в себя все преимущества и международный опыт МШБ РЭА им. Г.В. Плеханова.

Л.В. Карташова, Н.В. Пономарева
РЭА им. Г.В. Плеханова
www.rea.ru/ibs/mba.htm



Rambler's Top100 poliglotiki.ru
Мы не противимся перепечатке и использованию статей, которые здесь размещены, если вы размещаете ссылку на источник.
Любой случайный или намеренный плагиат материалов нашего сайта не останется незамеченным. Соблюдайте авторские права.
<a href="http://www.mba-info.ru" target=_blank>Все о MBA</a>
Copyright © 2006 -
О проекте www.mba-info.ru
E-mail: Обратная связь